Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
Страница 1 из 1
Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
В. М. Васнецов «Ковёр-самолёт» 1880
Возникли сказки очень давно и в течение долгих веков играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги.
Сказки очень разнообразны: это и рассказы о животных, и занимательные волшебные повествования о чудесных приключениях героя, и поучительные короткие истории о ленивцах, упрямых или глупых людях.
Каждый из этих видов сказки отличается особым содержанием, образами, стилем. Однако их связывает одна общая черта – в их основе лежит вымысел: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».
В глубокой древности возникли сказки о животных, очень сходные по своему характеру у всех народов и обнаруживающие следы первобытных верований и представлений.
Сказка «Зимовье Зверей»
В настоящее время русские сказки о животных, подобно басням, чаще всего воспринимаются как иносказательный рассказ о людях. Хитрая лиса, трусливый заяц, глупый и жадный волк – постоянные сказочные герои.
Волшебные сказки – ещё более древние. Их действие происходит в чудесном тридевятом царстве, тридесятом государстве, герои летают на коврах самолётах, шагают в сапогах-скороходах, скрываются под шапкой-невидимкой, строят за одну ночь чудесные дворцы и города, добывают свинку-золотую щетинку, коня златогривого, живую и мёртвую воду.
Серый волк или щука помогают им победить Кащея бессмертного, лихо одноглазое, трёхглавого змея.
Самые известные сказки об Иване-царевиче и сером волке, о Морозке, о трёх царевнах, об Емеле-дураке, о Василисе Премудрой, о сестрице Алёнушке и братце Иванушке.
Во всех этих поэтических сказках, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле: добро побеждает зло, торжествует правда, справедливость.
Из живительного источника народной сказки черпали вдохновение лучшие наши писатели: Пушкин, Гоголь, Аксаков, Некрасов, Л. Н. Толстой, Короленко, Горький и многие другие.
блог в ЖЖ
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
из комментариев в ЖЖ:
ingvar31
Все русские-народные сказки объединяет одна специфическая особенность. В сказках герои непременно устремляются в путь. То ли спасать кого то, то ли искать что то, но непременно идти к неведомому. Мне кажется, сказки подсказывают человеку как надо жить. Потому, что жизнь это прежде всего движение и как правило вверх и вперёд. На Руси, рассказывать сказки детям, разрешалось только близким родственникам или особо доверенным людям. А теперь, к сожалению, нашим детям их рассказывают разного рода диснеи и прочие социотехнологи.
grak_11
Мне кажется, что очень точно подмечено: устремиться в путь, решить задачу и т.п.
Вообще, если у кого будет свободное время, рекомендую почитать книгу Владимира Яковлевича Проппа "Морфология сказки". Поучительно.
Да и "Исторические корни волшебной сказки" тоже.
ingvar31
Все русские-народные сказки объединяет одна специфическая особенность. В сказках герои непременно устремляются в путь. То ли спасать кого то, то ли искать что то, но непременно идти к неведомому. Мне кажется, сказки подсказывают человеку как надо жить. Потому, что жизнь это прежде всего движение и как правило вверх и вперёд. На Руси, рассказывать сказки детям, разрешалось только близким родственникам или особо доверенным людям. А теперь, к сожалению, нашим детям их рассказывают разного рода диснеи и прочие социотехнологи.
grak_11
Мне кажется, что очень точно подмечено: устремиться в путь, решить задачу и т.п.
Вообще, если у кого будет свободное время, рекомендую почитать книгу Владимира Яковлевича Проппа "Морфология сказки". Поучительно.
Да и "Исторические корни волшебной сказки" тоже.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
из комментариев в ЖЖ:
fedorova_tl
В русской народной сказке отразились вековые чаяния народа о свободе, представления
о справедливости, честности, трудолюбии, красоте, доброте, любви.
Народные сказки несут в себе глубокое нравственное содержание:
учат защищать свою землю от врагов, любить родной дом, уважать старших, учат быть скромными и терпеливыми, сочувствовать слабым, помогать нуждающимся, достигать счастья честным путем.
В содержании и идейном богатстве русских народных сказок заложены вечные нравственные ценности, на которых воспитывалось не одно поколение. В этом причина их замены на "диснеев".
Ведь ребёнок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней по дорогам её многочисленных встреч и столкновений с чудесными героями и событиями. При таком сопереживании неизбежно происходит более глубокое постижение сказки детьми, извлечение из неё своей детской «житейской мудрости», чёткое разделение на хорошее и плохое. Сказки учат ребёнка познавать мир,выражать своё отношение к добру и злу, дают первые представления о справедливости и несправедливости.
И совершенно правильно, что рассказывать сказки должны близкие люди.
fedorova_tl
В русской народной сказке отразились вековые чаяния народа о свободе, представления
о справедливости, честности, трудолюбии, красоте, доброте, любви.
Народные сказки несут в себе глубокое нравственное содержание:
учат защищать свою землю от врагов, любить родной дом, уважать старших, учат быть скромными и терпеливыми, сочувствовать слабым, помогать нуждающимся, достигать счастья честным путем.
В содержании и идейном богатстве русских народных сказок заложены вечные нравственные ценности, на которых воспитывалось не одно поколение. В этом причина их замены на "диснеев".
Ведь ребёнок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней по дорогам её многочисленных встреч и столкновений с чудесными героями и событиями. При таком сопереживании неизбежно происходит более глубокое постижение сказки детьми, извлечение из неё своей детской «житейской мудрости», чёткое разделение на хорошее и плохое. Сказки учат ребёнка познавать мир,выражать своё отношение к добру и злу, дают первые представления о справедливости и несправедливости.
И совершенно правильно, что рассказывать сказки должны близкие люди.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
wavedsoul
Они были частью семейного таинства, наверное. Как и настоящие праздники; как, например, свадьбы - праздник семьи.
Рассказывать сказку, отправляться в путешествие с родным, который всецело доверяет..
Они были частью семейного таинства, наверное. Как и настоящие праздники; как, например, свадьбы - праздник семьи.
Рассказывать сказку, отправляться в путешествие с родным, который всецело доверяет..
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
masslenica
Кроме всего прочего народные сказки - это живые памятники культуры, благодаря им мы можем больше узнать о наших предках о их жизни, идеалах, ценностях - лучше понять свои корни, историю развития духовного мира человека.
Кроме всего прочего народные сказки - это живые памятники культуры, благодаря им мы можем больше узнать о наших предках о их жизни, идеалах, ценностях - лучше понять свои корни, историю развития духовного мира человека.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
из комментариев в ЖЖ:
vlad_mak_85
Прочитал поностальгировал, вспомнил эти добрые и хорошие сказки своего детства. Скажу, что до сих пор они не потеряли свою ценность, знаю что многие молодые мамы до сих пор рассказываю и читают их детям, и это радует.
vlad_mak_85
Прочитал поностальгировал, вспомнил эти добрые и хорошие сказки своего детства. Скажу, что до сих пор они не потеряли свою ценность, знаю что многие молодые мамы до сих пор рассказываю и читают их детям, и это радует.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
wavedsoul
Ага, старые книжонки не теряют - хранят и дают малым..
Хотя, не знаю, многие ли.
Ага, старые книжонки не теряют - хранят и дают малым..
Хотя, не знаю, многие ли.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
Из комментариев в ЖЖ:
wavedsoul
У старика была дочь-красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику:
- Прогони ее из дому, чтоб я ее и в глаза не видела.
Старик взял да и выдал свою дочку замуж. Живет она с мужем да радуется, и родился у них мальчик.
А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо стариковой дочери.
Так все хитро сделала, что ни муж, ни люди - никто обмана не заметил. Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится.
С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:
- Арысь - поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, пить-есть хочет.
Арысь - поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит, после наденет опять шкурку и уйдет в лес.
«Куда это мамка с ребенком ходит?» - думает отец. Стал за нею присматривать и увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку, стала кормить малютку.
Отец подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.
- Ах, что-то дымом пахнет; никак, моя шкурка горит! - говорит Арысь-поле.
- Нет, - отвечает мамка, - это, верно, дровосеки лес подожгли.
Шкурка сгорела, Арысь - поле приняла прежний вид и рассказала все мужу.
Тотчас собрались люди, схватили ведьму и прогнали ее вместе с ее дочерью.
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
wavedsoul
У старика была дочь-красавица, жил он с нею тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику:
- Прогони ее из дому, чтоб я ее и в глаза не видела.
Старик взял да и выдал свою дочку замуж. Живет она с мужем да радуется, и родился у них мальчик.
А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо стариковой дочери.
Так все хитро сделала, что ни муж, ни люди - никто обмана не заметил. Только старая мамка одна и смекнула, а сказать боится.
С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка понесет его к лесу и запоет:
- Арысь - поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, пить-есть хочет.
Арысь - поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит, после наденет опять шкурку и уйдет в лес.
«Куда это мамка с ребенком ходит?» - думает отец. Стал за нею присматривать и увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку, стала кормить малютку.
Отец подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее.
- Ах, что-то дымом пахнет; никак, моя шкурка горит! - говорит Арысь-поле.
- Нет, - отвечает мамка, - это, верно, дровосеки лес подожгли.
Шкурка сгорела, Арысь - поле приняла прежний вид и рассказала все мужу.
Тотчас собрались люди, схватили ведьму и прогнали ее вместе с ее дочерью.
(Ответить) (Ветвь дискуссии)
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Похожие темы
» Наука о литературе - Выпуск 1
» Наука о литературе - Выпуск 2
» Песня - Наука о литературе (Вып. 13)
» Художественный образ - Наука о литературе (Вып. 3)
» О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)
» Наука о литературе - Выпуск 2
» Песня - Наука о литературе (Вып. 13)
» Художественный образ - Наука о литературе (Вып. 3)
» О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|