СВ Беларусь Патриотическая
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Художественный образ - Наука о литературе (Вып. 3)

Перейти вниз

Художественный образ - Наука о литературе (Вып. 3) Empty Художественный образ - Наука о литературе (Вып. 3)

Сообщение автор Татьяна Львовна Ср 17 Сен 2014 - 16:14

Художественный образ - Наука о литературе (Вып. 3) Aivazovsky%252C_Ivan_-_The_Ninth_Wave
Иван Айвазовский. Девятый вал, 1850

Содержание произведений словесного искусства заключено в художественных образах, созданных силой писательского таланта. Для глубокого и полного их восприятия должны быть реализованы важнейшие функции, свойственные литературе как крайне специфическому психологическому процессу.


1.Речевая функция.

Один из основных видов речевой деятельности - Литература напрямую связана с языковыми способностями, с «даром слова», с ассоциативным мышлением и эмоциональной сферой, с речевым общением, которое устанавливается между читателем и автором текста.


2.Познавательная функция.

Осознание читателем смысловой, содержательной стороны текста. Показателем познавательной результативности является понимание.

«Впечатление на чувство возможно только тогда, когда образцовое произведение совершенно понятно». (К. Д. Ушинский)



3.Инструментальная функция.

Чтение – это предмет изучения, и средство, инструмент обучения, благодаря особой роли, которую играет этот вид речевой и познавательной деятельности в учебном процессе.


4.Эстетическая функция.

Эта функция имеет особое значение. Она в наибольшей степени связывается с чтением произведений художественной литературы и проявляется в том, что побуждает читателя воспринимать их как явления словесного искусства, - возможно, наиболее трудного и сложного из всех видов искусства.


Художественная литература, как и другие виды искусства, является формой общественного сознания и человеческой деятельности, направленной на познание жизни посредством её образного отражения. Оно осуществляется по определённым законам, установленным наукой об искусстве – эстетикой (от греч. ощущение, чувство).

Все виды искусства роднит между собой то, что они базируются на образном способе восприятия действительности. Их всех объединяет сходство в подходе и сфокусированности на создании художественных образов и воплощении в них творческой мысли художника.


Художественный образ –

это специфический сплав конкретно-чувственного и отвлечённого, абстрактного, общего и особенного; такое органичное слияние индивидуально неповторимого и общего, типического, которое возникает в результате деятельности художника; создаётся силой его таланта, мысли, воображения, фантазии; достигается путём сложной аналитико-синтетической и ассоциативной переработки различных наблюдений, материалов, фактов, всего жизненного опыта, размышлений и т. п. и подчиняется стремлению выразить и донести до разума и чувства людей что-то для них значительное и важное.

В живописи, скульптуре, музыке художественные образы предстают в материально ощутимой, зримой, слышимой форме. Они воздействуют на чувства и сознание зрителя прямо, непосредственно, что предопределяет и особенности их восприятия, и влияние на человека, широкую их доступность.




Скульптура (мрамор) Живопись Музыка

Художественный образ - Наука о литературе (Вып. 3) 20080214192346-rodin-chess-theory.294182109-std
Огюст Роден (1840-1917) «Убегающая любовь», скульптура (мрамор)

Художественный образ - Наука о литературе (Вып. 3) 1348050374-1326449-0249973_www.nevseoboi.com.ua
Карл Брюллов (1799-1852) «Последний день Помпеи», живопись

Художественный образ - Наука о литературе (Вып. 3) 50646011_kogan_leonid
Леонид Коган, скрипка

Иное дело художественная литература – словесный вид искусства.

Здесь в распоряжении художника-писателя один источник изобразительно-выразительных средств, одна возможность живописания, создания образа – это язык, слово.

Талант художника помогает ему найти из тысяч хранимых его памятью слов одно, единственно верное и нужное для воплощения творческого замысла;

искусно вплести в словесную ткань возникающий в его, писателя-творца, воображении художественный образ, череду образов;

включить их в развивающиеся события,

наконец, выразить в тексте, состоящем из множества слов, написанных на бумаге.

Воспринять словесные художественные образы непосредственно с помощью органов чувств нельзя. Эти образы невещественны, они воспринимаются опосредованно в ходе чтения или слушания читаемого или рассказываемого художественного текста.

Глаз при чтении служит своеобразным передатчиком буквенно-графической информации в мозг, где она, поступая в соответствующие центры, переводится в слова, в звучащую или развёрнутую внутреннюю речь, возбуждая работу воображения, которое оживляет образы, созданные писателем.


«То, что мы находим прекрасным в художественном произведении, находит прекрасным не наш глаз, но при его посредстве наше воображение». (Г. Лессинг).


В процессе чтения человек силой своей творческой фантазии воссоздаёт в своём воображении и оценивает каждый художественно-словесный образ и всю образную и событийную картину в целом.

И чем ярче, рельефнее и полнее оживает эта картина в читательском воображении, тем сильнее и явственнее она воздействует на его зрительные, слуховые, осязательные, мышечные и другие ощущения.


Эти ощущения, в свою очередь, порождают мощные импульсы для эмоциональных переживаний и впечатлений, интенсивных внутренних рассуждений и раздумий, безмолвных диалогов с книгой, с её автором, действующими лицами и самим собой.


Всё это вместе взятое вовлекает в свою сферу не только мыслительные действия, но и нравственные начала читателя, воздействует на них, откладывается в памяти.

Словесно-художественное литературное произведение – это картина, которую можно увидеть мысленным взором, и одновременно это зеркало, в котором можно тем же мысленным взором разглядеть себя, подметить то, что раньше в себе не замечал.


Это удивительная возможность смоделировать своё поведение, мысли, поступки в той ситуации, которая воспроизводится в художественном произведении. Можно мысленно себя поставить рядом или вместо героя-персонажа и прикинуть, как бы ты повёл себя на его месте, что бы тебе помешало или помогло поступить так, а не иначе.


Понятно, что читать таким образом художественное произведение человек может лишь тогда, когда приобретёт определённые навыки и овладеет специальными умениями и способами полноценного чтения.


«Книга – это зеркало, и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола». (Г. Лихтенберг)


На следующей странице – приложение: небольшой практикум по восприятию художественных образов, созданных гениальным художником - настоящим мастером искусства слова.

Приложение:

livejournal
Татьяна Львовна
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения