К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
Страница 1 из 1
К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
Народное искусство слова – фольклор
«Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества».
Фольклор (в переводе с английского языка) – народная мудрость, знание. Чаще всего этим словом называют словесное искусство – героический эпос, сказки, легенды, песни, пословицы, загадки.
Начало своё фольклор берёт в глубокой древности. Он возник тогда, когда человечество ещё не имело письменности. В песне, сказке, пословице люди выражали и хранили свои мысли и чувства, свои раздумья о прошлом, свои мечты о будущем. Труд двигал вперёд человеческую мысль, труд вызывал к жизни первые песни и сказки. Люди издавна заметили, что песня облегчает работу, вносит в неё чёткий ритм: с песней легче грести, грузить, валить деревья, идти в ногу.
В дореволюционной России часто можно было услышать знаменитую «Дубинушку», которая помогала бурлакам.
Начало своё фольклор берёт в глубокой древности. Он возник тогда, когда человечество ещё не имело письменности. В песне, сказке, пословице люди выражали и хранили свои мысли и чувства, свои раздумья о прошлом, свои мечты о будущем. Труд двигал вперёд человеческую мысль, труд вызывал к жизни первые песни и сказки. Люди издавна заметили, что песня облегчает работу, вносит в неё чёткий ритм: с песней легче грести, грузить, валить деревья, идти в ногу.
В дореволюционной России часто можно было услышать знаменитую «Дубинушку», которая помогала бурлакам.
Репин, картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873)
Слова «Дубинушки» записал во время своих странствований Максим Горький:
«И эх-ма, бра-атцы, дюже жарко,
И эх-ма, никому-то нас не жалко!
О-ой , ду-убинушка,
У-ухнем!».
Первобытный человек не умел объяснить явления природы и верил в то, что его окружают страшные чудовища, добрые и злые духи. Он старался умилостивить их, обезвредить, подчинить своей воле. Так появились обрядовые заклинания и песни. С ними наши далёкие предки встречали весну, провожали лето, заклинали природу, чтобы она дала им хороший урожай.
В настоящее время старинные обрядовые песни утратили своё магическое значение. Теперь они сохраняются в народе как лирические или игровые.
Очень часто в старину велись изнурительные кровопролитные войны. О подвигах предводителей и воинов рассказывали и пели ещё долгие годы после битв и сражений.
Очень часто в старину велись изнурительные кровопролитные войны. О подвигах предводителей и воинов рассказывали и пели ещё долгие годы после битв и сражений.
Куликовская битва.
М. И. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем», 1943год.
Так возникли героические песни. Позднее они соединялись певцами на основе какого-нибудь сюжета в эпос, восхваляющий подвиги героев.
Так возникли знаменитые поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
(в литературоведении – эпические произведения, написанные стихами, - эпические поэмы).
Так возникли знаменитые поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
(в литературоведении – эпические произведения, написанные стихами, - эпические поэмы).
Джон Уильям Уотерхаус, картина «Одиссей и сирены», 1891
Так в средневековье сложились такие произведения, как немецкая «Песнь о Нибелунгах», французская «Песнь о Роланде», русские былины и исторические песни, калмыкский «Джангар», киргизский «Манас» и многие другие.
Константин Васильев, картина «Вольга и Микула»
В сказаниях и песнях нашла отражение и борьба с природой: воспоминания о том, как человек научился добывать огонь, строить жилища, возделывать землю.
Сказки тоже восходят к глубокой древности. В них отразились мечты человека о победе над природой, его наблюдения за жизнью животных, представления об окружающем мире – страшном и непонятном, полном неведомых опасностей и чудес: это сказки о Морозе, Ветре, о Хозяйке леса и о бессмертных духах – помощниках и врагах человека.
Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать, - об этом рассказывают легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его – Икаре, а также сказки о «ковре-самолёте».
Мы не знаем имён далёких творцов, сложивших занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы, живущие много веков. С полным основанием мы можем сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой, и вечно молодой поэт – Народ.
Коллективными усилиями народа создавались и совершенствовались все сокровища поэзии.
Живя в веках, переходя от поколения к поколению, от одного певца и сказочника к другому, фольклорные произведения обогащались чертами иного мировоззрения, иного быта.
Фольклор народов мира, прошедший сложный многовековой путь, - своеобразный исторический документ.
Песни и сказки, эпические поэмы и пословицы говорят об отношении народа к историческим деятелям и событиям. Они характеризуют такие стороны жизни различных слоёв общества, которые не нашли отражения в письменных документах.
Фольклор, созданный народом, раскрывает философию народа, его твёрдую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом.
Недаром герои русских сказок Иванушка-дурачок или Емеля, так же как персонажи народного театра – наш Петрушка или итальянский Пульчинелло, одерживают победу над всеми своими недругами и даже над смертью.
Извечные идеи фольклора являются общими для творчества всех народов, однако каждый народ выражает их в национальных формах, складывавшихся веками, обусловленных особенностями истории и быта.
Эстетическое значение фольклора велико. Богатство образов, разнообразие изобразительных средств, лаконизм и выразительность языка – отличительные качества народного творчества.
Художественное совершенство фольклора и значительность содержания привлекают к нему внимание писателей, художников, композиторов.
Очень многие писатели использовали фольклор в своих произведениях, учились у народа художественному мастерству.
Немецкий писатель Гёте на основе легенд создал своего бессмертного «Фауста»; датский сказочник Андерсен пересказал детям и взрослым немало чудесных народных сказок. Постоянно обращались к фольклору разных народов русские писатели А. С. Пушкин, Н.А. Некрасов, М. Горький,
В.В. Маяковский и многие другие.
В течении веков фольклор жил только в устной передаче. В Европе его стали записывать лишь около трёхсот лет назад, а изучать – лишь в конце восемнадцатого века.
За последние полтораста лет были опубликованы такие замечательные книги , как сборник немецких сказок братьев Гримм, сборник русских народных сказок А. Н. Афанасьева, бесчисленные издания песен разных народов, собрания загадок и пословиц, среди них знаменитый сборник русских народных пословиц Владимира Даля.
- Посмотреть еще...:
В Советском Союзе издательства выпускали отдельными книгами сказки, сборники пословиц, поговорок и загадок многих народов мира.
Собиранием произведений народного творчества занимались не только фольклористы, но и писатели, студенты, учителя и все, кого эта интересная работа увлекала. Учёные исследовали записанные материалы, писатели обрабатывали их. Появлялись разнообразные издания фольклорных произведений: книжки-ширмы для малышей, сборники сказок, которыми зачитывались дети и взрослые.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
Комментарии из блога:
ingvar31
Фольклор, это в некотором роде душа народа. Чтобы охарактеризовать народ, достаточно изучить его народное творчество и сразу станет понятно к чему тяготеет данный этнос. К сожалению, мы не придавали этому факту серьёзного значения, в отличии от наших врагов. Они в свою очередь , изучили нас, в том числе и через фольклор. И таким образом, сумели победить в холодной войне, подсунув нам подобные, но не равнозначные символы.
ingvar31
Фольклор, это в некотором роде душа народа. Чтобы охарактеризовать народ, достаточно изучить его народное творчество и сразу станет понятно к чему тяготеет данный этнос. К сожалению, мы не придавали этому факту серьёзного значения, в отличии от наших врагов. Они в свою очередь , изучили нас, в том числе и через фольклор. И таким образом, сумели победить в холодной войне, подсунув нам подобные, но не равнозначные символы.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
Комментарии из блога:
Эх, дубинушка...
sergeykarpuk
Несмотря на то, что фольклор корнями уходит в далёкое прошлое, его образцы не являются чем-то закостенелым. Фольклор развивается, живёт своей жизнью, меняясь иногда очень и очень неожиданно. Вот один такой пример.
В начале статьи приведёны слова "Дубинушки", песни, которую пели бурлаки (не только "тягачи" барж) во время работы. Изначально дубинушки и другие трудовые попевки действительно использовались для организации работы большого количества людей. Работник мог легко подстроится под ритм песни, а значит согласовывался и общий ритм. Такие песни получили название артельных. Распевали их в трудовых коллективах для дружной совместной работы и для одновременного напряжения сил.
Этот способ организации использовался для согласования усилий на различных рабочих операциях: забивании свай, вытягивания брёвен, перемещения тяжёлых грузов и т.д. - всего, что требовало общей слаженной работы.
А это значит, что сама песня должна быть задорной, весёлой, бодрящей. И экспедиции, которые занимались сбором трудовых артельных песен и попевок, показали, что большинство из них написаны именно в таком ключе. Заунывное же пение при физической работе способно привести к упадку духа, разобщению усилий.
В творчестве Репина, Некрасова, Горького эта тема получила другое преломление. Их внимание было направлено на действительно тяжёлый труд бурлаков, тяжкую долю простого народа. Практический элемент трудовой песни отошёл на второй план. В дальнейшем "Дубинушка" получила авторский вариант текста и стала исполняться именно в том варианте, который дошёл до нас в известном исполнении Ф.Шаляпина. В революционные годы "Дубинушка" была одним из гимнов революции.
Вот так фольклорная артельная песня получила своё развитие в неумолимом историческом движении.
=====
Дубинушка (исп Ф.Шаляпина) - http://pleer.com/tracks/12150312bqSb
Много песен слыхал я в родной стороне
В них про радость и горе мне пели
Но одна из тех песен в память врезалась мне
Это песня рабочей артели
Припев:
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем
Да ухнем!
Англичанин-мудрец чтоб работе помочь
Изобрёл за машиной машину
А наш русский мужик, коль работать невмочь
Он затянет родную дубину
Но настала пора, и поднялся народ,
Разогнул он согбенную спину
И, стряхнув с плеч долой тяжкий гнёт вековой,
На врагов своих поднял дубину
Так иди же вперед мой великий народ
Позабудь свое горе кручину
И в свободе святой гимном радостным пой
Дорогую родную дубину
Припев:
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем
Да ухнем!
Эх, дубинушка...
sergeykarpuk
Несмотря на то, что фольклор корнями уходит в далёкое прошлое, его образцы не являются чем-то закостенелым. Фольклор развивается, живёт своей жизнью, меняясь иногда очень и очень неожиданно. Вот один такой пример.
В начале статьи приведёны слова "Дубинушки", песни, которую пели бурлаки (не только "тягачи" барж) во время работы. Изначально дубинушки и другие трудовые попевки действительно использовались для организации работы большого количества людей. Работник мог легко подстроится под ритм песни, а значит согласовывался и общий ритм. Такие песни получили название артельных. Распевали их в трудовых коллективах для дружной совместной работы и для одновременного напряжения сил.
Этот способ организации использовался для согласования усилий на различных рабочих операциях: забивании свай, вытягивания брёвен, перемещения тяжёлых грузов и т.д. - всего, что требовало общей слаженной работы.
А это значит, что сама песня должна быть задорной, весёлой, бодрящей. И экспедиции, которые занимались сбором трудовых артельных песен и попевок, показали, что большинство из них написаны именно в таком ключе. Заунывное же пение при физической работе способно привести к упадку духа, разобщению усилий.
В творчестве Репина, Некрасова, Горького эта тема получила другое преломление. Их внимание было направлено на действительно тяжёлый труд бурлаков, тяжкую долю простого народа. Практический элемент трудовой песни отошёл на второй план. В дальнейшем "Дубинушка" получила авторский вариант текста и стала исполняться именно в том варианте, который дошёл до нас в известном исполнении Ф.Шаляпина. В революционные годы "Дубинушка" была одним из гимнов революции.
Вот так фольклорная артельная песня получила своё развитие в неумолимом историческом движении.
=====
Дубинушка (исп Ф.Шаляпина) - http://pleer.com/tracks/12150312bqSb
Много песен слыхал я в родной стороне
В них про радость и горе мне пели
Но одна из тех песен в память врезалась мне
Это песня рабочей артели
Припев:
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем
Да ухнем!
Англичанин-мудрец чтоб работе помочь
Изобрёл за машиной машину
А наш русский мужик, коль работать невмочь
Он затянет родную дубину
Но настала пора, и поднялся народ,
Разогнул он согбенную спину
И, стряхнув с плеч долой тяжкий гнёт вековой,
На врагов своих поднял дубину
Так иди же вперед мой великий народ
Позабудь свое горе кручину
И в свободе святой гимном радостным пой
Дорогую родную дубину
Припев:
Эх, дубинушка, ухнем!
Эх, зеленая, сама пойдет,
Подернем, подернем
Да ухнем!
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
(упражнения к теме)
ingvar31
Пословица.
«Семь бед - один ответ.» В данной пословице речь идёт о том, что если начал что-то делать, и у тебя вдруг возникли проблемы, которые могут разрушить начатое, а ты уверен в своей правоте, то доводи дело до конца. Победителей не судят.
Загадка.
День и ночь ходят,
С места не сходят.
(упражнения к теме)
ingvar31
Пословица.
«Семь бед - один ответ.» В данной пословице речь идёт о том, что если начал что-то делать, и у тебя вдруг возникли проблемы, которые могут разрушить начатое, а ты уверен в своей правоте, то доводи дело до конца. Победителей не судят.
Загадка.
День и ночь ходят,
С места не сходят.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
(упражнение к теме)
grak_11
Пословица.
"Убить двух зайцев". Одним действием (или одной цепочкой действий) "поразить" две цели; совершая одно действие, выполнять два дела.
ответ на предыдущую загадку: часы
Загадка для следующего комментатора:
Разноцветное коромысло над рекой повисло.
(упражнение к теме)
grak_11
Пословица.
"Убить двух зайцев". Одним действием (или одной цепочкой действий) "поразить" две цели; совершая одно действие, выполнять два дела.
ответ на предыдущую загадку: часы
Загадка для следующего комментатора:
Разноцветное коромысло над рекой повисло.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
(упражнение к теме)
fedorova_tl
Пословица.
"Волков бояться - в лес не ходить". Для достижения цели необходимо действовать смело.
Ответ на предыдущую загадку: радуга.
Загадка:
Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает.
(упражнение к теме)
fedorova_tl
Пословица.
"Волков бояться - в лес не ходить". Для достижения цели необходимо действовать смело.
Ответ на предыдущую загадку: радуга.
Загадка:
Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
(упражнение к теме)
che_slaw
Пословица.
Если уж заговорили о волках...
"Сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит"
аналог: "Горбатого могила исправит".
Смысл сей пословицы в том, что сколько человеку добра не делай, а если он по натуре плохой человек, то рано или поздно он тебе за добро черной неблагодарностью отплатит.
Ответ на загадку: книга.
Загадка:
Сидит дед, многими шубы одет: кто его раздевает, тот сам слезы проливает.
(упражнение к теме)
che_slaw
Пословица.
Если уж заговорили о волках...
"Сколько волка не корми, всё равно в лес смотрит"
аналог: "Горбатого могила исправит".
Смысл сей пословицы в том, что сколько человеку добра не делай, а если он по натуре плохой человек, то рано или поздно он тебе за добро черной неблагодарностью отплатит.
Ответ на загадку: книга.
Загадка:
Сидит дед, многими шубы одет: кто его раздевает, тот сам слезы проливает.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
(упражнение к теме)
wavedsoul
"Семь раз отмерь - один раз отрежь".
"Слово не воробей: вылетит - не поймаешь".
Смелость важна, да не одна она. Кроме решительности надо помнить и об осторожности и точности - наверное, где-то должна быть "золотая середина". Представляется загнанный зверь, на краю пропасти.. которому уже или умирать - либо и быстро, и решительно, и точно - совершать прыжок из западни. Про зверя - к первой пословице. Вторая просто о неразумных поступках, глупостях - совершить глупость легко, а исправить...
К загадке: лук.
"Молчит, за нас работает".
?
(упражнение к теме)
wavedsoul
"Семь раз отмерь - один раз отрежь".
"Слово не воробей: вылетит - не поймаешь".
Смелость важна, да не одна она. Кроме решительности надо помнить и об осторожности и точности - наверное, где-то должна быть "золотая середина". Представляется загнанный зверь, на краю пропасти.. которому уже или умирать - либо и быстро, и решительно, и точно - совершать прыжок из западни. Про зверя - к первой пословице. Вторая просто о неразумных поступках, глупостях - совершить глупость легко, а исправить...
К загадке: лук.
"Молчит, за нас работает".
?
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
(упражнение к теме)
fedorova_tl
"Как аукнется - так и откликнется". Каждый поступок влечёт за собой последствия.
Ответ на загадку. Рискну предположить: время? - Прошу помощи!!!)))
(упражнение к теме)
fedorova_tl
"Как аукнется - так и откликнется". Каждый поступок влечёт за собой последствия.
Ответ на загадку. Рискну предположить: время? - Прошу помощи!!!)))
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
wavedsoul
Конь!
Хотя мне картина с бурлаками вспоминается.
wavedsoul
Конь!
Хотя мне картина с бурлаками вспоминается.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
fedorova_tl
Вот спасибо! Надо больше тренироваться, "разминать" смекалку. Смеюсь.
fedorova_tl
Вот спасибо! Надо больше тренироваться, "разминать" смекалку. Смеюсь.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
wavedsoul
Честно говоря, не знаю, уж ли догадался б я сам.
Зато лаконично) Хотя все они на то и пословицы да загадки - что коротко и ясно, метафорично
wavedsoul
Честно говоря, не знаю, уж ли догадался б я сам.
Зато лаконично) Хотя все они на то и пословицы да загадки - что коротко и ясно, метафорично
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
fedorova_tl
Пословица.
"Один с сошкой, а семеро с ложкой". Есть хотят все: бездельники тоже.
Загадка.
"Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят".
fedorova_tl
Пословица.
"Один с сошкой, а семеро с ложкой". Есть хотят все: бездельники тоже.
Загадка.
"Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят".
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
sergeykarpuk
"Назвался груздем - полезай в кузов". Слова человека не должны расходится с делом.
"Давши слово - держись, а не давши - крепись". Данное слово человек сдержать должен.
Ответ на загадку: глаза (очень красивая загадка).
Загадка: Два братца: в воду глядятся, да в век не сойдутся.
sergeykarpuk
"Назвался груздем - полезай в кузов". Слова человека не должны расходится с делом.
"Давши слово - держись, а не давши - крепись". Данное слово человек сдержать должен.
Ответ на загадку: глаза (очень красивая загадка).
Загадка: Два братца: в воду глядятся, да в век не сойдутся.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: К истокам литературы - Наука о литературе (Вып. 9)
комментарии из блога:
fedorova_tl
Пословица.
"Заставь дурака Богу молиться - он и лоб разобьёт". Одного усердия недостаточно. Для пользы дела необходимы знания, умения. Есть над чем поразмыслить...
Загадка тоже очень красивая... Вот только я опять ошибусь, наверное. Не идёт из головы солнце над озером утром и луна над тем же озером ночью.
fedorova_tl
Пословица.
"Заставь дурака Богу молиться - он и лоб разобьёт". Одного усердия недостаточно. Для пользы дела необходимы знания, умения. Есть над чем поразмыслить...
Загадка тоже очень красивая... Вот только я опять ошибусь, наверное. Не идёт из головы солнце над озером утром и луна над тем же озером ночью.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Похожие темы
» К истокам литературы (2) - Наука о литературе (Вып. 14)
» Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)
» Три основных рода литературы. Драма - Наука о литературе (Вып. 5)
» Три основных рода литературы. Лирика - Наука о литературе (Вып. 4)
» Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
» Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)
» Три основных рода литературы. Драма - Наука о литературе (Вып. 5)
» Три основных рода литературы. Лирика - Наука о литературе (Вып. 4)
» Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|