Русское устное народное творчество. Былины - Наука о литературе (Вып. 10)
Страница 1 из 1
Русское устное народное творчество. Былины - Наука о литературе (Вып. 10)
Из уст в уста
«Язык есть исповедь народа.
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной».
П. А. Вяземский, поэт 19 века
Былины
Былины или старИны, как их называли сами сказители и их слушатели, - эпические песни о древнерусских богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, о новгородском гусляре Садко, о заезжем богатыре Дюке Степановиче.
Былины эти «пели», сказывали своеобразным мерным напевом. Начиналась былина с запева. Иногда это всего несколько слов. Иногда – целая самостоятельная картина. Запев, открывающий былину, чаще всего не был связан непосредственно с её сюжетом, а вместе с концовкой, называемой сказителями исходом былины, составлял обрамление повествования. Исход былины иногда тоже разрастался в самостоятельную поэтическую картину.
Сказитель не мог бы удерживать в памяти многие десятки тысяч стихов, если бы в былинных текстах не повторялись веками выработанные, так называемые типические формулы, или общие места, которыми он может воспользоваться в своём повествовании: описание пира, поездочки богатырской, прихода богатыря в княжеские палаты, седлания коня и т. д.
Устойчивы и другие приёмы былины, переходящие из одного произведения в другое, - постоянные эпитеты (образные определения, которые дают художественную характеристику явлению или предмету), гиперболы (непомерные преувеличения изображаемых явлений) и т. д.
В совокупности все эти приёмы создают медленно развёртывающееся торжественное монументальное повествование о подвигах могучих богатырей, всегда готовых встать на защиту родной русской земли.
Самый популярный русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине, - Илья Муромец.
Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьём-разбойником, с захватчиком Идолищем поганым, о победе над Калином-царём, о ссоре с князем Владимиром.
Былины эти «пели», сказывали своеобразным мерным напевом. Начиналась былина с запева. Иногда это всего несколько слов. Иногда – целая самостоятельная картина. Запев, открывающий былину, чаще всего не был связан непосредственно с её сюжетом, а вместе с концовкой, называемой сказителями исходом былины, составлял обрамление повествования. Исход былины иногда тоже разрастался в самостоятельную поэтическую картину.
Сказитель не мог бы удерживать в памяти многие десятки тысяч стихов, если бы в былинных текстах не повторялись веками выработанные, так называемые типические формулы, или общие места, которыми он может воспользоваться в своём повествовании: описание пира, поездочки богатырской, прихода богатыря в княжеские палаты, седлания коня и т. д.
Устойчивы и другие приёмы былины, переходящие из одного произведения в другое, - постоянные эпитеты (образные определения, которые дают художественную характеристику явлению или предмету), гиперболы (непомерные преувеличения изображаемых явлений) и т. д.
В совокупности все эти приёмы создают медленно развёртывающееся торжественное монументальное повествование о подвигах могучих богатырей, всегда готовых встать на защиту родной русской земли.
Самый популярный русский богатырь, воплощающий в себе лучшие качества человека: смелость, честность, верность, беззаветную любовь к родине, - Илья Муромец.
Былины рассказывают о его чудесной силе, о борьбе с Соловьём-разбойником, с захватчиком Идолищем поганым, о победе над Калином-царём, о ссоре с князем Владимиром.
Васнецов «Три богатыря» 1898
С ним вместе на заставе богатырской смелый и добрый, но любящий прихвастнуть Алёша Попович и умный, образованный по тому времени Добрыня Никитич. Все они воины – защитники Киевского государства.
Совсем другой мир раскрывается в новгородских былинах об удальце Василии Буслаеве, не верящем ни во что, кроме своей силы и смелости; о гусляре Садко, чарующем своей игрой морского царя.
Совсем другой мир раскрывается в новгородских былинах об удальце Василии Буслаеве, не верящем ни во что, кроме своей силы и смелости; о гусляре Садко, чарующем своей игрой морского царя.
Рерих Н. К. «Садко» 1909-1910
В новгородских былинах перед нами развёртывается жизнь богатого города Новгорода с его широкими международными торговыми связями.
Одна из лучших русских былин – былина о пахаре Микуле Селяниновиче, наделённом чудесной богатырской силой и олицетворяющем русский народ.
Одна из лучших русских былин – былина о пахаре Микуле Селяниновиче, наделённом чудесной богатырской силой и олицетворяющем русский народ.
Рерих Н. картина «Микула Селянинович», 1910
Отдельные былины (так же как и народные сказки) были записаны уже в 17 веке. Их публикация началась в 18 веке. С тех пор вышло много таких сборников, подготовленных как учёными и литераторами 19 века, так и нашими современниками.
- Приложение.:
- Алексей Константинович
Толстой (1817-1875)Баллады А. К. Толстого являются значительным фактом в истории русской поэзии.Илья Муромец,Под бронёй с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья;
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживёшь?
Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
Но обнёс меня ты чарой
В очередь мою –
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!
Без меня других довольно:
Сядут – полный стол!
Только лакомы уж больно,
Любят женский пол!
Все твои богатыри-то,
Значит, молодёжь;
Вот без старого Ильи-то
Как ты проживёшь!
Тем-то я их боле стОю,
Что забыл уж баб,
А как тресну булавою,
Так ещё не слаб!
Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора;
Погулять по свету снова
Без того пора!
Не терплю богатых сЕней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!
Душно в Киеве, что в скрине*,
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!
Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою –
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!»
И старик лицом суровым просветлел опять,
По нутру ему здоровым воздухом дышать;
Снова веет воли дикой на него простор,
И смолой, и земляникой пахнет тёмный бор.
Май 1871
*Скриня (скрыня) – по словарю Ушакова: ларец, сундук.
блог в ЖЖ
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Re: Русское устное народное творчество. Былины - Наука о литературе (Вып. 10)
комментарии из ЖЖ:
ingvar31
На былинах воспитывалось подрастающее поколение. Молодежь, слушая рассказчиков соприкасалась с историей своей страны, обретая в былинных героях образы для подражания. Очень важно понимать, что русская культура, а в частности проза и поэзия формировалась в том числе, благодаря былинному творчеству.
ingvar31
На былинах воспитывалось подрастающее поколение. Молодежь, слушая рассказчиков соприкасалась с историей своей страны, обретая в былинных героях образы для подражания. Очень важно понимать, что русская культура, а в частности проза и поэзия формировалась в том числе, благодаря былинному творчеству.
Татьяна Львовна- Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01
Похожие темы
» Сказки - Наука о литературе (Вып. 12)
» Песня - Наука о литературе (Вып. 13)
» Наука о литературе - Выпуск 1
» Наука о литературе - Выпуск 2
» К истокам литературы (2) - Наука о литературе (Вып. 14)
» Песня - Наука о литературе (Вып. 13)
» Наука о литературе - Выпуск 1
» Наука о литературе - Выпуск 2
» К истокам литературы (2) - Наука о литературе (Вып. 14)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|